Как переводить жилое помещение в нежилое — пошаговая инструкция

Жилое помещение, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, должно быть:

  • Полностью изолированно от прочих помещений.
  • Представлять собой недвижимое имущество.
  • Быть пригодным для проживания (соответствовать всем требованиям и нормам, применимым к помещениям, предназначенным для жизни людей).

В Жилищном кодексе говорится, что помещение, имеющее статус жилого, может быть использовано исключительно для проживания и ведения быта граждан. При этом должны соблюдаться пожарная, санитарно-гигиеническая и техническая безопасность. Нахождение в квартире жильцов никак не должно мешать жизни их соседей. В жилом помещении категорически запрещается вести какие-либо производственные процессы, устанавливать промышленное оборудование.

Макет дома с печатью

Как такового определения термина «нежилое помещение» законодательством не предусмотрено. В таких помещениях не может осуществляться проживание граждан и частью жилого фонда они не являются.

К нежилым относятся:

  • Непосредственно площадь самого помещения, которая может быть использована под целевое назначение или ведение бизнеса (офис, магазин, салон).
  • Сопутствующие помещения (служебные). Обычно являются частью общей долевой собственности (фойе, коридоры, проходные).

Возможность использования квартиры в качестве нежилого помещения без перевода

У многих начинающих предпринимателей в какой-то момент появляется проблема с поиском помещения для ведения своей деятельности. Аренда, как правило, удовольствие дорогостоящее (тем более в случае с коммерческой недвижимостью). Возникает вопрос – а возможно ли использование квартиры в качестве офиса без перевода ее в разряд нежилых помещений?

Как ни странно, но действующим законодательством это допускается. Но при этом должен быть соблюден ряд условий:

  1. Бизнес в квартире может вести исключительно собственник данной жилплощади.
  2. Такая деятельность никак не должна затрагивать или нарушать права и интересы иных граждан, живущих по соседству.
  3. Использование квартиры в качестве рабочего офиса разрешается только индивидуальным предпринимателям или гражданам, ведущим свою профессиональную деятельность на дому. К последним можно отнести репетиторов, писателей, бухгалтеров-надомников, представителей творческих профессий и т.д.

Поэтапная инструкция совершения процедуры перевода

Подробный порядок действий:

  1. Еще до этапа предоставления пакета документов в муниципальные органы, уполномоченные заниматься этим вопросом, необходимо посетить БТИ с целью получения поэтажного плана дома, а также техпаспорта самой квартиры. В то же время нужно заказать подробный проект перевода в специализированной лицензированной компании.
  2. Далее, сформировать весь пакет необходимой документации с последующим предоставлением его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия решения. Важное замечание: при подаче документов желательно предоставлять заверенные нотариусом копии документов на квартиру. Так удастся избежать случайной их утери и последующих проблем с восстановлением.
  3. Непосредственно на этапе подачи заявления сотрудником специализированного органа тщательно проверяется каждый предоставленный документ на предмет ошибок или недочетов в составлении. Только после этого документы регистрируются в специальном журнале, заявитель на руки получает расписку о приеме бумаг.
  4. Далее, от собственника помещения уже ничего не зависит. На этом этапе, службой, принявшей документы, производятся запросы в различные учреждения для проверки и подтверждения предоставленной информации. Только после получения ответов на все запросы принимается окончательное решение и выносится распоряжение. (На принятие решения уполномоченным органам отводится ровно 45 дней, в течение которых они должны либо отказать в переводе жилого помещения в разряд нежилого, либо дать разрешение на это).

Порядок перевода жилья в статус коммерческой недвижимости

Самым первым и важным этапом в переводе жилого помещения в коммерческое является подготовка пакета необходимой документации. Именно то, насколько качественно, грамотно и исчерпывающе собраны бумаги, в подавляющем большинстве случаев является решающим фактором при принятии решения компетентным в этом вопросе органом.

Документы и макет дома

Необходимые документы

  1. Заявление, составленное по установленной форме, с просьбой присвоить жилому помещению (квартире) статус нежилого помещения. Как правило, содержит адрес нахождения переводимой квартиры, с какой целью затеялась процедура и как предполагается использовать эту площадь в будущем.
  2. Оригиналы или нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право заявителя на квартиру или иное жилое помещение (свидетельство о собственности или прочие документы).
  3. План переводимой квартиры, ее техническое описание (техпаспорт).
  4. Подробный проект предстоящей перепланировки или перестройки переводимого объекта недвижимости (если это планируется).
  5. Поэтажный план многоквартирного дома, в котором располагается квартира.
В случае если заявление подается не собственником квартиры собственноручно, а его представителем, то необходима нотариально заверенная доверенность на представление прав и интересов обладателя помещения.

Приведенный список является наиболее полным, но, к сожалению, не исчерпывает всех возможных бумаг. Так, если при переводе помещения из жилого в нежилое может потребоваться некая перестройка или реконструкция какой-то части дома, то уполномоченные органы могут потребовать решение общего собрания всех собственников (а иногда и согласие каждого в отдельности) помещений многоэтажки.

Возможные затраты на осуществление перевода

Ключевые траты собственника ожидают при сборе необходимой документации и регистрации:

  • Основной и самой затратной для собственника является непосредственно процедура перевода жилого помещения. Ее стоимость рассчитывается приватизационной комиссией и комиссией управления жилфондом. Она подлежит оплате только в том случае, если после перевода помещение выросло в цене и зависит от образовавшейся разницы.
  • Оплата БТИ за подготовку документов.
  • Государственная пошлина, оплачиваемая при регистрации собственности на нежилое помещение (2000 рублей).
  • Оплата нотариального заверения копий правоустанавливающих документов (не более 50 рублей за экземпляр).
В том случае, когда требуется перепланировка или реконструкция помещения, скорее всего, придется обратиться в специализированные органы, профессионально занимающиеся такими вопросами. Они полностью выполняют все работы от составления проекта до организации ремонтных работ под ключ. Правда, и берут за свои услуги немало – от 200 тысяч рублей.

Регистрация права собственности на нежилое помещение

Для того чтобы оформить право собственности на ставшее уже нежилым помещение, необходимо предоставить в Регистрационный орган следующий пакет документов:

  • Оригинал паспорта собственника помещения.
  • Оригинал свидетельства о праве собственности.
  • Протокол, выданный комиссией после принятия положительного решения о переводе.
  • Кадастровый паспорт.
  • Заявление установленной формы, квитанция об оплате государственной пошлины.

После этого специалист Регистрационной палаты проверяет все документы и сообщает дату получения нового свидетельства.

Это заключительный этап на пути к обладанию уже нежилым помещением и получению большей выгоды от этого. А может быть, к началу собственного дела.

Законодательные аспекты перевода жилого помещения в нежилое

Любое глобальное, дорогостоящее дело всегда лучше начинать с изучения законодательной базы. Перед началом процедуры перевода квартиры в нежилое помещение следует изучить Жилищный кодекс, а именно ст.22 и 23. В них перечисляются условия, являющиеся препятствием для изменения статуса жилого на нежилое:

  • У нежилого помещения непременно должен быть организован отдельный, изолированный вход, не создающий неудобств жильцам дома.
  • Нежилым помещением не может считаться часть квартиры, какая-то ее комната. Квартира может получить статус нежилой только целиком.
  • Не может подлежать переводу жилая площадь, правами на которую располагают третьи лица (например, она находится в залоге у банка или в аренде).
  • Квартира должна располагаться на первом этаже (или выше, но обязательным условием будет отсутствие жилых помещений снизу).

Если все эти пункты к жилплощади неприменимы, то можно готовиться непосредственно к процедуре перевода.

Понравилась статья?
Загрузка...

Получите бесплатную юридическую консультацию

Оставить комментарий

очиститьОтправить